Вывод, сделанный учредителем ЧОП "Щит" Сергеем Титоренко, несколько пессимистичен, но очень уж убедительны его аргументы. Обеспечение безопасности школьников не должно стать очередной дорогостоящей кампанией. Рискованно это. Не дай Бог узнать, насколько. Подробности о том, как будут работать системы контроля и управления доступом в школах Биробиджана (и будут ли), узнал корреспондент «Ди Вох».


Не один, а целых четыре федеральных закона создали правовую основу антитеррористической защищённости учебных заведений: № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Прибавьте к ним многочисленные СНиПы – и сами придёте к выводу, что все до единой ветви власти больше остального пекутся о детской безопасности. Слава Богу, только из СМИ мы, живя на Дальнем Востоке, знаем, что такое на самом деле терроризм. Что, впрочем, не должно нам мешать думать о безопасности и решать вопросы её обеспечения без намека на формальность.

Изучив соответствующее законодательство, прокуратура Биробиджана обратилась в суд, который 13 декабря 2018 года обязал городской лицей № 23 приобрести в пользование металлодетектор, охранную сигнализацию, систему контроля и управления доступом (СКУД, или пресловутые турникеты), дополнительные видеокамеры, обеспечивающие просмотр (в том числе в ночное время) периметра территории в полном объёме, а также увеличить период охраны объекта, предусматривающей возможность экстренного вызова полиции. На муниципальное образование «Город Биробиджан» была возложена обязанность профинансировать лицей. Аналогичные решения приняты и в отношении других школ города.

Суд не принял во внимание даже план мероприятий антитеррористической защищённости и пожарной безопасности в образовательных учреждениях МО «Город Биробиджан», рассчитанный на 2019–2023 годы. Единственное, до чего снизошла Фемида, так это отсрочила исполнение своего решения до 01.01.2020. Оно и понятно: от самого решения деньги с неба не упадут. А речь идет, как вы понимаете, о суммах немалых. По городу поползли слухи о том, что родители учащихся будут вынуждены приобретать магнитные пропуска за свой счет. Однако уже официально объявлено: в первый раз карточки для каждого учащегося приобретёт мэрия.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ школ взял на себя предприниматель Виталий РЯБОВ. Как он уверяет, выбор мэрии пал именно на его коммерческое предложение, так как оно оказалось выгоднее, чем у других. На вопрос, каков его материальный интерес и как он будет реализовываться, Виталий Викторович отвечать отказался, сославшись на коммерческую тайну. Что же, это его законное право.

– Кроме турникетов, их ещё называют триподы, – объяснил бизнесмен, – мы оснастим проходы калитками «антипаника». Это на случай, если возникнет необходимость в срочной эвакуации. Количество таких калиток регулируется нормами противопожарной безопасности и зависит от числа учащихся. По желанию родителей мы можем изготовить именные пропуска, с фотографиями детей. Программное обеспечение позволяет работику, пропускающему школьника через турникет, видеть на мониторе его фото. После прохода родители получат СМС-оповещение. Первый пропуск, действительно, будет приобретаться на бюджетные средства, ну а в случае его утраты родителям, естественно, придется восстановить его за свой счёт. Что касается металлодетекторов, то в решении районного суда об этом пока ничего не сказано, но в дальнейшем, в соответствии с законом, такие средства также будут устанавливаться.

ДИРЕКТОР городского лицея № 23 Лилия КОМИССАРЕНКО, бывая на западе страны, обратила внимание на жесткий пропускной режим в образовательных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга. Её это вовсе не шокировало, особенно после трагических событий в Беслане. По мнению Лилии Вольфовны, грамотная антитеррористическая защищенность школы помогает обезопасить детей:

– Достаточно часто бывает, в школу приходят не совсем адекватные люди, а порой и не вполне трезвые родители. И задержать их без турникета весьма сложно, несмотря на то что у нас есть кнопка вызова охраны. В Москве единая карта школьника функциональна: по ней можно не только проходить в учебное заведение, но и ездить на общественном транспорте, расплачиваться в школьной столовой. Очень удобно, но всё упиралось в родительскую плату за такую карту. Доступ в школу должен быть бесплатным. Сейчас этот вопрос решён. Те, кто издает законы, не всегда думают о том, сколько средств потребуется на их реализацию. Обеспечение пропускного режима стоит 350 тысяч, внешнее видеонаблюдение – 378 тысяч, средства на второго охранника – 350 тысяч, и это только некоторые расходы... При всех положительных характеристиках СКУДа у него есть определённые минусы. Во-первых, пластиковая карта имеет способность пе-риодически теряться, и в каждом случае на её восстановление потребуются время и деньги, теперь уже родительские. Во-вторых, СКУД не дает полной гарантии антитеррористической защищенности без полного комплекса необходимых мероприятий. Но сегодня уже есть решение суда – и его нужно исполнять. Установка СКУДов лишь первый шаг, который рано или поздно пришлось бы сделать.

В ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ, когда посланники организованного преступного сообщества «общак» одолели городские школы поборами в пользу страждущих арестантов, когда в карманы малолетних вымогателей перетекали последние родительские рубли, которые давались детям на обеды, взрослые на собственные средства начали нанимать охранников в школы. Это не сильно повлияло на ослабление криминальных проявлений, выражавшихся в насилии и грабежах. А всё потому, что охранники держали под контролем ситуацию только на территории школы. Увы, террористы – не малолетняя шантрапа, шарящая по детским карманам и отжимающая мобильники. Беслан показал, что, как правило, это серьёзно в физическом и моральном плане подготовленные специалисты, для которых СКУД не преграда. Данную проблему я обсудил с бывшим начальником уголовного розыска УМВД России по ЕАО, а ныне учредителем нескольких частных охранных предприятий, в том числе, ООО ЧОП "ЩИТ", Сергеем ТИТОРЕНКО.

Сам турникет, – говорит Сергей Александрович, – штука хорошая, но только тогда, когда он правильно установлен и является одной из составляющих целой системы безопасности. Сюда входят порядок пропускного режима, профессионализм охранника, работающего на турникете, и многое другое. Я категорически против того, что сейчас делается у нас.

Система контроля доступа, распознавания «свой-чужой» должна находиться на первом рубеже охраны! Сегодня все рубежи смешаны. Мы входим в школу – и вот он, турникет. Преодолеть его элементарно, поэтому как система безопасности он абсолютно своей роли не играет. В школе есть периметр, огражденный забором. СКУД будет полезен лишь тогда, когда его установят, как в старые добрые времена, на проходной, то есть при входе на территорию образовательного учреждения.

Своего от чужого важно отличить до входа в школу, когда можно заблокировать проникновение на сам объект. Когда чужой войдёт в здание, будет уже поздно. Дети сейчас умные, карточки обязательно будут передаваться из рук в руки. Вы ещё обязательно узнаете о случаях, когда один учащийся будет дважды проходить в школу: по своей карточке и по карточке приятеля. Маме приходит СМС, что ребёнок в школе, а на самом деле он совсем в другом месте.

Но самое главное – школу должны охранять высокооплачиваемые хорошо подготовленные профессиональные охранники, которые должны находиться, я повторюсь, на первом рубеже. Без этого расходы на турникеты – это деньги, выброшенные на ветер...

"Ди Вох"