Продолжая дискуссию о проблемных вопросах безопасности в школах и путях их решения, предлагаем читателям "ГардИнфо" ознакомиться с тезисами выступления Председателя ПК Территориальной Северо-Западной организации «Законность и правопорядок» общественной организации Общероссийский профсоюз работников организаций безопасности Курганского Юрия Николаевича на заседания Координационного совета по взаимодействию с негосударственными структурами безопасности при Правительстве Санкт-Петербурга по вопросу: «О дополнительных мерах по участию сил и средств частных охранных организаций по ликвидации последствий ложных сообщений о минировании на социально значимых объектах Санкт-Петербурга».  


Уважаемый Председатель, члены Координационного совета!

Для всех нас очевидно, что геополитическая обстановка в мире в последние годы существенно изменилась, уровень агрессии по отношению к нашей стране значительно возрос, в том числе в виде ее крайних проявлений – экстремизма и терроризма. По всей России идет волна телефонных и почтовых сообщений о «якобы минировании» различных объектов жизнеобеспечения, социальной сферы. Приходится эвакуировать десятки тысячи людей из общественных мест, школ, больниц и других социально значимых объектов после звонков неизвестных телефонных террористов.

С конца января 2019 года и Санкт-Петербург захлестнула «волна минирований». Лже-террористы сообщали о заложенных взрывных устройствах и в школах, и в музеях и медучреждениях. Сотрудникам оперативных служб удалось установить, что 98 процентов всех сообщений о заминировании объектов идут из-за границы.

Местных звонков о «минировании» намного меньше, однако ежедневно поступает от 30 до 80 сообщений. Проверка объектов и эвакуация персонала по этим сообщениям – это серьезное нарушение режима работы сотрудников и требуются большое напряжение со стороны, как силовых структур, так и частных охранных организаций.

Общеизвестно, что терроризм не имеет никакой религии и, наш местный терроризм может быть куда более серьезен, чем некий исламский на чужой территории за несколько тысяч километров от нас. К сожалению, последние время мы наблюдаем, что экономическое падение жизни россиян, граждан, вносит некоторые изменения в их настроение, восприятие происходящего, оказывает достаточно серьезное идеологическое и психологическое влияние.

Очевидно, что первой целью лже-террористов является желание посеять страх, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность в действующей власти. Вторая цель - привести нашу страну к расколу, а возможно и к активной гражданской войне.

Учитывая сложность сегодняшней обстановки, нам всем следует сделать вывод, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица должны постоянно совершенствовать меры противодействия терроризму, в том числе и меры участия сил и средств частных охранных организаций в реализации этих непростых задач, определенных Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

К мерам, определенным данным ФЗ относятся:

  • предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
  • выявление, предупреждение, пресечение раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом);
  • минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В настоящее время, благодаря совместным усилиям исполнительной власти Санкт-Петербурга, правоохранительных органов и негосударственных структур безопасности, в школах, дошкольных учреждениях и иных социальных объектах данной сферы, удается поддерживать весьма высокий уровень порядка, спокойного протекания учебного и воспитательного процессов, нормальной работы персонала на территории объектов социальной сферы, охраняемых частными охранными организациями.

Вместе с тем, именно повышению требований к защите социальных объектов – организаций системы образования и науки посвящено, Постановление Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации».

Требования, предусмотренные данным Постановлением Правительства России, устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

В Постановлении особо отмечено, что охрана объектов первой и второй категории опасности обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций.

Позвольте остановить ваше внимание на некоторых пунктах Постановления, выполнение которых, с использованием опыта накопленного предприятиями негосударственной сферы безопасности за 25 лет своего существования, значительно снизит степень угрозы совершения террористического акта на объектах социальной сферы, и максимально минимизирует возможные последствия его совершения.

Так, в Постановлении сказано, что «Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях)».

В Постановлении детально прописаны порядок действий этих «должностных лиц» в реагировании на полученную информацию (в том числе анонимную) об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте; порядок осуществления данным должностным лицом совокупности мероприятий антитеррористической защищенности объекта.

Так, что это за «должностное лицо»? После керченской трагедии стали раздаваться самые разные предложения: возложить эти обязанности на школьного психолога, завуча, частного охранника, сотрудника Росгвардии.

Разрешите напомнить, что большое внимание проблемам безопасности учебных заведений в течение многих уделяет Северо-Западный Профсоюз работников негосударственных организаций безопасности «ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК». Нами в 2001 году была разработана целевая программа «Школа без опасности», в рамках которой был проведен эксперимент по введению в штатное расписание трех школ № 483, № 488, № 605 Выборгского района Санкт-Петербурга должности «Заместителя директора по безопасности».

Основными направлениями деятельности «Заместителя директора по безопасности» стали функции, полностью совпадающие с требованиями, изложенными в Постановлением 1235, применительно к должностным лицам, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников, отвечающих за обеспечение антитеррористической защищенности на объектах.

К сожалению положительный опыт проведенного эксперимента не нашел поддержки у Администрации Санкт-Петербурга, но был активно используем в других регионах России, в том числе и у наших соседей. В образовательных учреждениях Ленинградской области с 2007 года свою деятельность осуществляют заместители директоров по безопасности, на основании постановления Правительства Ленинградской области № 262 «Об утверждении штатных нормативов руководителей, специалистов, технических исполнителей (учебно-вспомогательного персонала), относимых к категории служащих, и работающих для государственных образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета Ленинградской области».

Практика работы заместителей директоров школ по безопасности показывает, что степень угрозы совершения террористического акта в этих школах значительно ниже, а работа по предупреждению и профилактике преступных появлений, уровень работы с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, взаимодействие с органами исполнительной власти, полицией, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности школы, позволяет говорить о достаточно надежной антитеррористической защищенности данных объектов.

Предлагаем, в рамках работы КС, вернуться к обсуждению предложения профсоюза о введении в образовательных учреждениях, и других объектах социальной сферы должности «заместителя директора по безопасности», по данному вопросу подготовить проект постановления Правительства Санкт-Петербурга.

Уважаемые коллеги! Второе, на чем я хотел бы остановить ваше внимание.

В Постановлении приведена ссылка на Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», положения которого применяются при изменении уровней террористической опасности; мероприятия, определенные требованиями, включенными в Постановление Правительства России № 1235, а также соответствующими планами действий при установлении уровней террористической опасности подлежат применению в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта.

На наш взгляд, такими «дополнительными мерами по обеспечению безопасности личности, общества и государства, в интересах предупреждения совершения террористических актов, направленных против охраняемого объекта должно стать «Система сбора сведений об оценке текущего состояния комплексной безопасности объектов образования, здравоохранения и социального обслуживания населения, охраняемых частными охранными организациями».

Определить в качестве органа повседневного управления, осуществляющего сбор, обработку, обобщение и доведение заинтересованным структурам информации о текущем состоянии комплексной безопасности и антитеррористической защищенности социально значимых объектов, поступающей в суточном режиме «Межведомственный информационный центр правоохранительных органов и частной охраны», над разработкой концепция, положения и других организационных документов в настоящее время работают члены КС.

Создание «Межведомственного информационного центра», позволит информировать соответствующих лиц об угрозе совершения или о совершении террористического акта в строгом соответствии с Постановлением Правительства России № 1235.

В заключение своего выступления, хочется обратить внимание на сформулированные в Постановлении общие требования к системам видеонаблюдения и оповещения на объектах, при этом выбор и оснащение объектов инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны. А в целом инженерная защита объектов должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

На наш взгляд, практическая реализация данных требований невозможна без интеграции частных охранных организаций в систему Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город». Актуальные вопросы этой интеграции обсуждались на практической конференции проведенной профсоюзом в май 2017 года. Несмотря на участие в конференции руководителей соответствующих комитетов Администрации Санкт-Петербурга, правоохранительных органов и МЧС, решения принятые на конференции так и не решаются, что отрицательно сказывается на совместных усилиях повышения антитеррористической защищенности городских объектов.

Уважаемые коллеги!

Принятие Постановления Правительства РФ № 1235 позволяет частным охранным организациям Санкт-Петербурга, взявшим на себя бремя обеспечения охраны и безопасности объектов, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, получили в свое распоряжение совокупность норм, определяющих правила и последовательность действий при возникновении угрозы совершения террористического акта на вверенных им образовательных, а также четко устанавливающих органы и лиц, вовлеченных в процедуры, направленные на профилактику и (или) на минимизацию последствий совершения террористических актов в школах, учреждениях дошкольного воспитания и других, социально значимых объектах Санкт-Петербурга.

Справочно

Одним из пунктов решения заседания Координационного совета по взаимодействию с негосударственными структурами безопасности при Правительстве Санкт-Петербурга было подготовить предложения по введении в образовательных учреждениях, и других объектах социальной сферы Санкт-Петербурга должности «заместителя директора по безопасности.

Председатель ПК Территориальной Северо-Западной организации «Законность и правопорядок» общественной организации Общероссийский профсоюз работников организаций безопасности Ю.Н. Курганский

------------------------------------------------------------------------------------------------- *Мнение автора может не совпадать с позицией редакции