Судьба любого бизнеса, не важно, будь-то крупный промышленный объект или небольшая фирма по торговле компьютерами и др., очень часто зависит от безукоризненного выполнения своих обязательств перед деловыми партнерами. В самую первую очередь это касается своевременной и безопасной доставки грузов.
Перевозка грузов является в России одним из самых опасных видов деятельности. Снизить риски от хищений, краж и нападений на всех этапах, начиная от хранения и заканчивая передачей груза заказчику, поможет глубокое понимание ситуации, рассмотрение конкретных примеров из печальной практики, знание всех этапов, на которых существует вероятность потерь, и изучение методики расследования хищений на транспорте...
Хищения на транспорте: знать и предотвратить
При рассмотрении вопросов анализа и методологии расследования хищений, возникающих при транспортировке грузов, целесообразно установить ограничения тому их количеству и разнообразию, которое может иметь место. То есть предлагается рассмотреть основные и наиболее часто встречающиеся виды хищений, имеющих непосредственное отношение к зафиксированным за последние десять лет страховым событиям, в разбирательство которых был вовлечен автор, а именно:
- Кражи во время осуществления транспортировки, кражи при выгрузке.
- Мошенничество в момент передачи груза по месту назначения.
- Ограбления в период транспортировки груза или во время передачи его по месту назначения.
Реже встречаются ситуации, когда кражи осуществляются после погрузки перед (в самом начале транспортировки, до завершения оформления груза, кражи или недовложения во время погрузки, кражи во время) и после ДТП (неоформленные изъятия некоторыми сотрудниками государственных органов части груза и т.д.). Все перечисленные выше виды хищений груза или его части могут быть следствием кражи, мошенничества или ограбления. Наиболее вероятными прямыми участниками преступления, в общем случае, могут быть следующие стороны:
сам перевозчик, например водитель для случаев краж части груза или мошенничества при недоставке груза истинному получателю; участники разгрузки в конечном пункте доставки груза, обычно для случаев краж части груза во время его приема от перевозчика; неустановленные лица, что характерно для краж во время перевозки, мошенничества и ограблений в момент передачи груза по месту назначения.
Круг косвенных участников подобных преступлений может быть достаточно широким и может включать в себя практически все вовлеченные в данную перевозку стороны, которые имеют отношение к грузу, и стороны, могущие использовать информацию о грузе в корыстных и преступных целях. Частных причин данных видов преступления может быть очень много, поэтому данный вопрос здесь подробно не обсуждается. Однако, с точки зрения установления базисной отправной точки при рассмотрении вопроса о признании какого-либо события страховым случаем и сопоставления реальных фактов события с условиями страхового полиса, объективной стороной хищений для отмеченных выше участников преступления является факт неправомерного и безвозмездного завладения самим грузом или его частью, что определяется как объект посягательства.
Круг участников преступления расширяется, когда объектом посягательства являются: груз и денежные средства, которые утаиваются от уплаты в казну государства либо присваиваются незаконным образом, что характерно для случаев уклонения от уплаты соответствующих налогов, компенсации финансовых потерь одного из участников поставки от допущенных им ошибок при ведении дел, несанкционированного вывоза капитала за границу; желание получить необоснованное возмещение за утрату груза от страховой компании; просто контрабанда, включая ввоз наркотических и иных запрещенных к ввозу веществ. Для отмеченных выше видов хищений участники преступления могут определяться с точки зрения проявления их интереса в совершении данного вида преступления.
Далее мы рассмотрим основные характеристики указанных выше видов хищений, их особенности, что позволяет сформулировать методологическую часть их раскрытия применительно для страховых событий.
I. Кражи перевозимых грузов Кражу как один из видов хищения отличают корыстная цель завладения чужим имуществом, тайный способ его изъятия и ненасильственный характер самого преступления. Практика проведения автогрузовых экспертиз, связанных с кражами грузов при их транспортировке, показывает следующие разновидности данного вида хищения:
- кража отдельных товаров, извлеченных из упаковки;
- кража части или всего груза во время транспортировки и передачи груза получателю;
- уменьшение остатков при общей краже;
- инсценировка кражи, подмена или фальсификация товара в пути (увеличение веса за счет увлажнения и т.д.);
- составление подложного акта о порче либо хищении товара в пути;
- использование возможных ошибок в транспортных документах;
- необоснованное применение норм естественной убыли при транспортировке (искажение данных о расстояниях, времени перевозки, виде транспорта и груза и проч.).