Председатель правления Ассоциации "КЦ РОСС" Александр Козлов провёл в Общественной палате круглый стол "О предлагаемых Росгвардией мерах по совершенствованию законодательства в области оборота оружия".

Текущий год в России ознаменовался рядом резонансных событий, связанных с неправомерным использованием оружия. Так, в феврале подросток застрелил инструктора в столичном стрелковом клубе ДОСААФ в Измайлове, в апреле несовершеннолетний хабаровчанин, напавший на управление ФСБ, перед этим похитил оружие в тире и тоже убил инструктора, в июне произошло массовое убийство в Тверской области, стрельба в Ивантеевке, и, к сожалению, список можно продолжать.

Огнестрельное оружие, оружие травматического действия и, даже в ряде случаев, пневматическое, в случаях, описанных выше и им подобных, становится наступательным летальным оружием ближнего боя. Это прекрасно понимают и сами владельцы оружия. Понимают, и приходят к выводу, что Закон «Об оружии» надо ужесточать. Для законопослушных владельцев это не станет очередным «закручиванием гаек», наоборот, добавление новых инструментов воздействия государства на владельцев оружия, введение ряда ограничений позволит снять избыточные обременения и административные барьеры, и, даже возможно позволит увеличить срок действия разрешения на хранение и ношение оружия.

По словам начальника Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии Леонида Веденова, если ранее изменения носили в основном организационный характер внутри ведомства, то сейчас Росгвардией предлагается подготовка проектов нормативных актов. Обсуждение этих новелл и состоялось в рамках круглого стола 14 сентября 2017 года в Общественной палате РФ.

Участники, среди которых – члены ОП РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, представители Генеральной прокуратуры, Минюста, Минздрава, Министерства природных ресурсов и экологии, общественных организаций, эксперты негосударственной сферы безопасности, особенно интересным отметили тот факт, что предполагается создание механизма оперативного информирования должностных лиц о наличии у конкретного гражданина медицинских противопоказаний к владению оружием.

Также, со слов Леонида Владимировича, следует установить дополнительные основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия, в частности:

  1. Наличие в отношении гражданина заключения о невозможности владения оружием, в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия. Леонид Владимирович пояснил, что, в данном случае, Росгвардия пошла «по беспрецедентной схеме – мы можем принимать решения об отказе, даже если лица не имеют медицинских противопоказаний, судимости, но стоят на определенном учете как члены ОПГ, как экстремисты, мы полагаем, что такие лица должны быть ограничены в праве на владение оружием».
  2. Наличие у гражданина действующей либо снятой или погашенной судимости за тяжкое преступление, либо преступление, совершенное в состоянии опьянения. Ни для кого не секрет, что в 90 процентов случаях преступления совершаются именно в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а значит, данная норма – правомерное необходимое ограничение и носит профилактический характер. «Мы не ограничиваем человека в праве на труд, на пенсию, не нарушаем его конституционные права. Никто не застрахован от того, что человек, однажды совершивший такого рода преступление, не совершит его еще раз».
  3. Предъявление обвинения в совершении преступления (до разрешения вопроса о виновности гражданина в установленном порядке). «Мы понимаем, что данная норма может вызвать неоднозначную реакцию, но существует немало примеров, когда человек, которому предъявлено обвинение, ведёт себя неадекватно, и, в состоянии аффекта применяет оружие, в результате чего страдают невинные люди», - пояснил Леонид Владимирович.
  4.  Повторное совершение административного правонарушения гражданином, находящемся в состоянии опьянения.
  5. Отказ гражданина в даче согласия на предоставление в отношении него сведений, составляющих врачебную тайну, о факте постановки на учет в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании в период владения оружием.
  6. Привлечение гражданина к административной ответственности за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Кроме того, Леонид Владимирович заявил о целесообразности регуляции оборота пневматического оружия. Что же касается увеличение срока действия разрешения на оружие с пяти до пятнадцати лет, то, по его словам, «это важный и достаточно либеральный подход к добросовестным владельцам оружия, но, предложение ещё недостаточно изучено и требует доработки».

По словам члена Общественной палаты РФ, Председателя правления ФКЦ РОС и модератора круглого стола Александра Козлова, озвученные поправки «впервые направлены на попытку своевременно изымать оружие у лиц, которые, на каком-то этапе своей жизни, стали асоциальными, то есть деградировали настолько, что потеряли способность безопасно владеть оружием».

Александр Михайлович также отметил, что «изменения, вносимые в законодательство, регламентирующее оборот оружия, имели только положительный эффект. Так, в последнем проектном законе, инициированном тогда Президентом, а ныне премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, новые, более жёсткие требования к владельцам оружия самообороны, а именно – необходимость проходить соответствующее обучение и сдавать экзамены, привели к резкому спаду количества владельцев оружия самообороны. Людям проще отказаться от оружия, чем научиться грамотно владеть им, и таким людям, разумеется, владеть оружием не следует».

Директор АНО НИЦ «Безопасность» Олег Климочкин, в свою очередь, отметил, что очень своевременной представляется работа по уточнению требований к замещению должностей в организациях, связанных с оборотом оружия, по аналогии с требованиями, установленными для других юридических лиц с особыми уставными задачами, и рассказал, что, в рамках Совета по профессиональным квалификациям в сфере охраны и безопасности, который в настоящее время создается на базе ФКЦ РОС, планируется работа по разработке проекта профессионального стандарта «Специалист по организации учёта и контроля оружия».

DSC_0721

Кроме этого, Олег Владимирович рассказал о том, что эксперты Центра изучают возможности внедрения и практической реализации механизмов чипирования оружия, организации периметрового контроля за таким оружием на особых объектах, а также создания сети централизованного хранения оружия на базе уполномоченных организаций, что будет способствовать снижению числа нарушений в области оборота оружия и случаев его хищения.

Руководитель экспертно-аналитической группы Общероссийской общественной организации «Право на Оружие» Василий Мазаев поддержал инициативу Росгвардии, однако отметил, что «в предлагаемых мерах мало новшеств, а закон, в который постоянно вносятся изменения, так и остался нечитаемым». Также он внёс предложение отказывать в выдаче лицензий не только гражданам, совершившим тяжкое преступление, либо преступление, совершенное в состоянии опьянения, но и за умышленное преступление любой степени тяжести, а также расширить понятийный аппарат Закона «Об оружии» в части, касающейся безопасного обращения с оружием.

Президент Общероссийской общественной организации «Федерация высокоточной стрельбы России» Сергей Сумароков также положительно оценил инициативы Росгвардии, отметив, что «стрелковые клубы, которые занимаются обучением и проведением стрелковых мероприятий, заинтересованы в ужесточении законодательства и тех мерах, которые дали бы соответствующий результат, но не влияли бы негативно на стрелковую подготовку охотников и стрелков, которых и так сложно заставить купить дополнительное оружие. Многие охотники и стрелки, купившие импортное оружие – особенно дальнострельное, не стреляют из него вообще, не тренируются, потому что им негде. Есть тиры, но нет стрельбищ. Если бы Росгвардия могла как-то посодействовать в этом вопросе – было бы здорово».

На это Леонид Владимирович ответил, что «не уверен, что военные готовы предоставить свои стрельбища, хотя экономическая составляющая данного вопроса вполне может их заинтересовать». Председатель Центрального совета Общероссийской спортивной общественной организации «Федерация практической стрельбы России» Анатолий Кондрух подчеркнул, что поддерживает внесенные Росгвардией предложения в полной мере, и считает, что они не требуют особого обсуждения, отметив, что «все нарушения в области применения оружия, повлекшие за собой трагические события этого года, напрямую касаются стрелковых федераций, но только запретительные меры – не решение вопроса. Впереди идёт человеческий фактор, а мы работаем «на земле» и не понаслышке знаем, что нужно делать для профилактики преступлений и просим привлекать нас, спортивные клубы, общественные организации, мы готовы внести ряд предложений, открыты для сотрудничества».

Член Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, руководитель научного совета Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Валерий Шестаков согласился с тем, что «предложения носят объективный характер», но обратил внимание присутствующих на то, что «введение основания для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия в результате наличия снятой судимости предполагает внесение дополнительных изменений в Уголовный кодекс РФ, так как, согласно части 6 86 статьи УК РФ, снятие судимости снимает все ограничения, связанные с этой судимостью, данная норма носит императивный характер, а значит, пока предлагаемая норма находится в коллизии с Уголовным кодексом, и, если гражданин обратиться в суд – то он его выиграет».

Исполнительный директор Ассоциации «Международная Ассоциация Пользователей, Изготовителей и Продавцов Оружия» Михаил Хубутия, также поддержав предлагаемые меры, предложил Леониду Веденову проводить обсуждения Закона «Об оружии» на регулярной основе.

Заместитель Президента Общероссийских общественных объединений охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» Андрей Сицко внёс предложение ввести более строгую процедуру получения охотничьего билета, что позволит минимизировать нарушения, связанные с использованием охотничьего оружия.

Эксперт межрегиональной рабочей группы при военно-промышленной комиссии Муслим Шейхов, положительно оценив инициативы Росгвардии, внёс предложение «не привязываться к степени тяжести совершенного гражданином преступления, а делать акцент на преступление против личности и конституционных прав граждан».

Некое недоверие к инициативе Росгвардии высказал Председатель правления Общероссийской общественной организации "Право на Оружие" Игорь Шмелёв, по мнению которого «пока всё сделано для того, чтобы владеть оружием стало дороже и сложнее. Преступник владеет оружием, не опираясь на закон. И ужесточение закона не влияет на снижение количества преступлений, а бьет по законопослушным владельцам оружия».

В целом, участники круглого стола инициативу Росгвардии поддержали, приняв резолюцию, что: "Участники круглого стола поддерживают инициативы Росгвардии, направленные на усиление государственного регулирования в сфере оборота оружия, отмечают их актуальность и своевременность, а также считают, что реализация указанных инициатив позволит сформировать механизм своевременного вывода из пользования оружия, владельцы которого по медицинским или иным показателям, утратили способность обеспечить безопасное обращение с ним», отметив, что принятие указанных изменений и дополнений будет способствовать снижению количества преступлений и правонарушений в сфере оборота оружия, преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием оружия, в том числе, влекущих за собой причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевших лиц, а также предупреждению поступления оружия в незаконный оборот".

Подводя итоги круглого стола, Леонид Веденов поблагодарил участников за высказанные замечания и дополнения, и еще раз подчеркнул, что на круглом столе рассматривался "не нормативно-правовой акт, а инициатива, смысловой вектор, потому что любой документ нужно представить так, чтобы даже люди, далекие от темы, его бы поняли".

Дарья Подчезерцева, Дмитрий Кузьмин, "ГардИнфо"