2 сентября 2016 года, в Зале Коллегии ФАС в Москве состоялось совещание по вопросу целесообразности введения системы тарификации охранных услуг на объектах, финансируемых за счет бюджетов различных уровней.
В мероприятии принимали участие представители Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Росгвардии, Общественной палаты РФ, Профсоюза НСБ, Ассоциации «КЦ РОСС», Отраслевого отделение НСБ «Деловая Россия», ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности России, СРО НП «Охрана», ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» и Ассоциации НСБ «Контркриминал».
В целом идея введения тарификации охранных услуг участниками совещания была встречена положительно. Против предложения высказались лишь представители ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности России» Иван Акопов и Жанна Коблова. По их мнению, «минимальная цена за пост» установлена быть не может ввиду того, что «на разных объектах работают разные люди, в разных условиях», а значит, привести цену к единому знаменателю невозможно. Да и сам механизм ценообразования вызывает «массу вопросов».
Обмен мнениями начался с выступления члена Общественной палаты РФ, председателя ООО «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности» Дмитрия Галочкина. Он высказался за введение системы тарификации охранных услуг, при этом заметив, что быстро и грамотно решить вопрос формирования тарифов и, как следствие, повышения деловой репутации и качества оказываемых услуг, поможет заключение трехстороннего отраслевого соглашения. Галочкин отметил, что следует ввести «критический минимум» на стоимость постов. Особое внимание уделил вопросу неизбежного пересечения коммерческих интересов частной, ведомственной и вневедомственной охраны, подчеркнув, для того, чтобы избежать конфликта интересов лицо, осуществляющее руководство органом, занимающимся вопросами лицензирования частной охранной деятельности, должно заниматься только ЧОО, в ранге заместителя руководителя Росгвардии, не совмещая руководство с другими направлениями, особенно ведомственной и вневедомственной охраны.
Представитель от СРО НП «Охрана» Валерий Макаров заметил, что введение тарификации охранных услуг особенно важно при проведении тендеров на охрану. Макаров заявил, что в настоящее время «частник зажат и убит», имея в виду, что, в большинстве своем, условия, прописанные в тендере, крайне невыгодны для ЧОО. В качестве примера Валерий Борисович привёл тендер на охрану услуг, по условиям которого охрана поста составила 112 тысяч рублей в год, а, месячная зарплата охранника при работе сутки через трое, соответственно. составила 11,2 тысячи рублей в месяц. Это при условии того, что по Москве средняя зарплата охранника составляет 17 тыс. рублей. При формировании расчётов стоимости поста Макаров предложил исходить из минимальной рекомендованной, составленной опытным путём, а именно — 132 тысячи рублей по Московской области и 180 тысяч рублей по г. Москве.
Генеральный директор ЧОП «Верк» Сергей Васильевич Коротаев отметил, что на данный момент действительно непонятно, как формируется стоимость объекта. К примеру, минимальная цена поста на объектах культурного значения — 75 тыс. рублей, на кладбищах — 116 тыс. рублей, а, к примеру, в школах и детских садах — 112 тыс. рублей. По мнению Коротаева, введение тарификации охранных услуг поможет упорядочить процесс ценообразование и позволит сделать его максимально прозрачным и понятным.
Сергея Васильевича поддержал председатель правления СРО НП «Охрана» Андрей Михайлович Евграфов, добавив, что существенной проблемой является также то, что большинство охранных организаций работают по упрощенной системе налогооблажения. По мнению Ефграфова, при введении тарификации следует вывести среднее арифметическое из минимальной цены за пост (исходя из МРОТ) и максимальной цены за пост (по мониторингу).
Заместитель председателя отраслевого отделения НСБ «Деловая Россия» Александр Сергеевич Логинов рассказал о ситации с охраной на Российских Железных Дорогах. Так, в «РЖД-Охране», представленной 350 ЧОПами, цена за пост варьируется от 40 до 220 тыс. рублей. В этой ситуации, по мнению Логинова, самым разумным вариантом будет законодательное введение СРО, что позволит сократить количество ЧОПов с 350 до 50 и ввести единую тарификацию.
Генеральный директор ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» Сергей Анатольевич Тощев считает, что при введении системы тарификации охранных услуг, следует отталкиваться от МРОТ, но при этом еще и учитывать все затраты на подготовку (переподготовку) и содержание охранника (а условия могут быть разными).
Председатель Совета директоров ОГ «ДУБРОВНИК» Игорь Владимирович Сальник отметил, что за почти 25 лет существования отрасли, вопросы, которые обсуждаются на различного рода совещаниях, остаются, а изменений не происходит. Отметив, что сдвиги, разумеется есть, в частности, в плане взаимодействия с УЛРР МВД, и подчеркнул, что и в отношениях с ФАС отрасль ожидает «такой же прозрачности», а минимальная цена не должна является определяющей при отборе исполнителя.
Заместитель Председателя Правления Ассоциации «КЦ РОСС» Юрий Васильевич Покидов также поддержал введение тарификации охранных услуг, и особенно отметил, что «обеспечение безопасности — это не та сфера, где решающую роль играют экономические рычаги. Должен быть разумный предел, нижняя планка тарифа, а ЧОПы должны соревноваться между собой в качестве оказываемых услуг. Справедливость этих слов может подтвердить любая охранная организация из всех регионов России». Покидов обратил внимание присутствующих на то, что снижения цен охранных услуг допустить никак нельзя, поскольку это «повлечет за собой снижение заработной платы работника, уход от налогов, и, в конечном счёте, в охранный бизнес придут ПБОЮЛы, а это, разумеется, есть прямое прогрессирующее ухудшение качества охранных услуг».Завершая своё выступление, Юрий Васильевич сказал, что «Ассоциация «КЦ РОСС», представленная практически во всех регионах России, считает, что государственное регулирование вопроса тарификации охранных услуг на государственном уровне пойдет на пользу как для дальнейшего развития отрасли, так и повышения качества предоставляемых услуг при охране объектов ,финансируемых за счёт бюджетов различных уровней». К участию в конкурсах на охрану бюджетных объектов должны быть допущены организации «крепко стоящие на ногах», имеющие многолетний опыт, материальные и квалифицированные людские ресурсы. В определении тарифов услуг и условий конкурса должны принимать участие объединения работодателей как на региональном, так и на всероссийском уровне.
Заместитель начальник Управления по организации лицензионно-разрешительной работы полковник полиции Дмитрий Михайлович Пискунов, поблагодарив ФАС за возможность провести обсуждение столь важного для охранной отрасли вопроса, особенно отметил, что при введении тарификации охранных услуг, которая «несомненно нужна», следует разграничить ведомственную, вневедомственную и частную охрану, которые «не должны конкурировать между собой на рынке услуг». А также довел до собравшихся текст проекта Постановления Правительства РФ, где сформулированы требования к ЧОО, которые будут допущены к охране бюджетных объектов.
Подводя итоги совещания, начальник Контрольно-финансового управления ФАС России Владимир Мишеловин, учитывая высказанные мнение, заключил, что в тендерах на охрану объектов должны принимать участие только те ЧОО, которые присутствуют на рынке не менее одного года, имеют лицензию на 7-ой вид деятельности, имеющие штат, состоящий из не менее, чем 100 сотрудников, не имеющие грубых нарушений лицензионных требований в соответствии с № 99-ФЗ (о лицензировании отдельных видов деятельности) и состоящих в саморегулируемой организации или в российском объединении работодателей.