29 июня 2016 года, В Общественной палате РФ состоялись общественные слушания, во время которых прошёл экспертизу проект профессионального стандарта «Работник по обеспечению объектов здравоохранения».
Напомним, 1 июля вступает в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ (О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), в соответствии с которым профессиональные стандарты станут новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Работодатели с этого момента будут вынуждены применять профстандарты в случае, если содержащиеся в них требования к квалификации работников для выполнения определенной трудовой функции установлены Трудовым кодексом, Федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства, соответствующими приказами федеральных органов исполнительной власти (ст. 195.3 ТК РФ, вступит в силу 1 июля) или если с выполнением работ по определенным должностям (профессиям, специальностям) связано предоставление льгот и компенсаций (наличие ограничений). В таких случаях наименования должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать данным, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих профстандартах (ст. 57 ТК РФ). В остальных случаях положения профстандартов будут носить рекомендательный характер.
Представители индустрии безопасности также разрабатывают профессиональные стандарты для сотрудников ЧОО, при этом проработка критериев и требований ведется для каждой конкретной сферы.
По словам члена Общественной палаты, председателя Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрия Галочкина, «охранное сообщество в полной мере осознает необходимость разработки и введения профессиональных стандартов, определенную Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. («О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» — прим.ред) и выполняем этот Указ. Первый отраслевой профессиональный стандарт — по охране образовательных учреждений — уже принят. Сейчас разработан проект профессионального стандарта по обеспечению охраны учреждений здравоохранения, который позволит повысить уровень компетенций и квалификации, а также деловую репутацию охранников без увеличения бюджетных затрат. Создание таких стандартов не только повысит уровень безопасности в этих учреждениях, но и поможет негосударственной сфере безопасности повысить свой статус».
Разработчиками данного проекта являются Союз организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы, саморегулируемая организация «Союз негосударственных предприятий безопасности» и Общероссийская общественная организация «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности».
На основании проведенного мониторинга состояния безопасности объектов здравоохранения РФ, анализе и оценке рисков, а также в связи с выявлением ряда угроз как медицинскому персоналу, так и пациентам, разработчики пришли к выводу, что охрана учреждений здравоохранения должна быть выведена в отдельный вид профессиональной деятельности.
Согласно письму Минздрава России, направленному в адрес Союза организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы (Союз ОСО) 6 мая 2016 года, Министерство здравоохранения РФ замечаний и предложений по предложенному проекту не имеет и считает возможным согласовать его в имеющейся редакции.
Организаторами мероприятия выступили Комиссия Общественной платы Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК совместно с Координационным советом НСБ России, Общероссийским Профсоюзом НСБ, СРО Ассоциация «Школа без опасности».
Как отметил член Совета Союза ОСО столицы Николай Арсентьевич Степанов, «и в статье 3 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», и в результате развития отдельных направлений отрасли (или видов услуги) образовались если не отдельные, то, безо всякого сомнения «отдельные трудовые функции», несущие решающую для выполнения работ специализацию. Тогда остается вопрос о целесообразности и востребованности, об общественной пользе. Развитие квалификации специализирующихся на выполнении отдельных трудовых функций работников-исполнителей требует разработки и принятия узкопрофильных профессиональных стандартов, что даёт возможность для разработки и применения новых Типовых программ профессиональной переподготовки, составляющих основу для дальнейшего развития квалификаций».
По словам Степанова, для сотрудников ЧОО, которые будут осуществлять охрану лечебно-оздоровительных учреждений, написано 14 учебных пособий и разработано свыше 300 специализированных задач.
В поддержку проекта профессионального стандарта высказались многие члены экспертного сообщества НСБ, а вот у Директора Дирекции Центра по развитию профессиональных стандартов Минтруда России Ольги Михайловны Зайцевой, несмотря на позитивное к нему отношение, его целесообразность вызвала некоторое недоумение.
«Я согласна с разработчиками данного проекта, что профессиональный стандарт — это не должностная инструкция, и разрабатывается он не на профессию, а на вид профессиональной деятельности. В профессиональном стандарте может быть заложено несколько должностей профессии, несколько обобщенных функций. Профессиональные стандарты прописываются для того, чтобы на их основе создавать программы профессионального обучения, чтобы учитывать мнения профессионалов, и не выпускать тех специалистов, которые будут не востребованы, как в большинстве случаев у нас сейчас происходит. Всем известна ситуация, когда мы готовим тех специалистов, которых потом надо переучивать, доучивать, и, как правило, большой процент которых не устраивается по специальности» — сказала Зайцева.
«Однако, замечу, что профессиональный стандарт — это лишь скелет профессиональной деятельности, то самое основное и необходимое, что показывает должностные обязанности охранника. Суть остается прежней, а формулировки можно менять. Можно дополнить его отдельными локальными актами и должностными инструкциями, которые необходимы на определненных рабочих местах. Но зачем разрабатывать профстандарт на каждую профессию и каждую отрасль? Зачем, что называется, так дробить? Это излишне. Мне кажется, разработчики данного проекта просто-напросто переписывают законы. А нам необходимо просто показать профессиональную деятельность работника на основе законодательства. Я просмотрела проект, просмотрела инструкции по работе на объектах здравоохранения — практически одна и та же нормативная база, одни и те же требования к должности. Зачем повторяться? Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации работника, ничего нового он в себе не несет, он по иному описывает квалификацию, чтобы на основе этого описания вносились необходимые изменения в образовательные стандарты, в должностные инструкции, систему оплаты труда».
Зайцева также предложила разработчикам создать некий «сквозной» профессиональный стандарт в рамках охранной отрасли, в котором можно будет показать «карьерную цепочку» охранника (по разрядам, по должностям), что сделает стандарт «прозрачным и понятным всем».
Будет ли новый проект утвержден или отклонен — решать Минтруду, пока же очевидно, что, при необходимой доработке, новый профессиольный стандарт поможет решить проблему демпинга в охранной отрасли и вытеснить с рынка непрофессионалов.