Юрий Васильев, Председатель правления Башкирского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности федерального координационного центра руководителей охранных структур, большую часть своей жизни посвятил охране объектов. Он как никто другой разбирается в принципах безопасного учебного заведения. Специалист рассказал о той школе, где расстрелять учеников было бы невозможно.
Напомним, в результате нападения студента на политехнический колледж в Керчи погиб 21 студент и ранено более 70 человек. Неужели трагедии можно было избежать или хотя бы минимизировать такое большое количество жертв?
— Юрий, вы как специалист, который большую часть жизни занимается охранной деятельностью, скажите, почему так много жертв?
— Я вчера анализировал ролики, которые выкладывались в интернет, что я из этого извлек? Когда началась стрельба, пошли хлопки, вместо того, чтобы убегать от этого, студенты наоборот начали приходить на место трагедии, подходить ближе. Они не понимали, что происходит. Им было интересно и любопытно. Правоохранительные органы должны своевременно блокировать доступ к этой проблеме и к этой локации, что не было толком там сделано. Стрелок прошел в потоке людей, потом по лестнице шел с заряженным огнестрельным оружием и когда он стал его применять, он стрелял по группе лиц в коридоре и из-за этого так много жертв. Как только услышали звуки стрельбы, студенты должны были закрыться в кабинетах, забаррикадировать двери, а не выбегать посмотреть, что произошло.
— Странная ситуация, люди наоборот должны были испугаться? Почему этого не произошло?
— В панике не каждый студент или школьник сообразит, как действовать, а главное, поймет, что происходит. Все это из-за отсутствия знаний. Мы раньше с этим не сталкивались, однако я помню, когда я учился в школе, а потом и в училище, у нас была Начальная военная подготовка. Нас готовили к армии и там мы все это проходили. Мы знали, что такое стрельба, как звучат звуки выстрелов, что делать при выстрелах, а сейчас дети ничего этого не знают, им просто интересно. Сейчас наступила такая ситуация, когда нужно вводить эти предметы в школах дополнительно.
— Что нужно сделать, чтобы таких случаев избежать, ну или сильно минимизировать количество жертв?
— Однозначно нужно убирать такое понятие и такую должность как вахтер. Наших детей должны охранять сильные, прошедшие подготовку специалисты. Есть нормальные правила и требования к сотруднику охраны, который должен осуществлять пропускной режим и их нужно выполнять.
За несколько десятков лет моей работы в охранной деятельности я вам могу сказать одно. Учебные заведения просто на просто игнорируют требования по нормальной охране своей территории. Например, проводят тендер по охране школы. Цену на тендер роняет компания, у которой нет нормальных сотрудников, которые выставляют тех же самых вахтеров, но только в форме. Даже такое бывает, в тендере на охрану проставляется бюджет на оплату труда охранников ниже, чем вообще принятый в стране МРОТ. Кто будет качественно работать за эти деньги? Никто. Сами нарушают закон, потом его нарушают другие, потом третьи, все идет по цепочке.
У нас если даже есть нормальный победитель в тендере, охранное агентство, есть условия, прописанные в техзадании, требования, при дальнейшей работе это все должно же соблюдаться на протяжении всего времени договора, а у нас все пускают на самотек. Руководители учебных заведений сами не хотят выполнять свои работу нормально. Школа – это давно не безопасное место. Дети гибнут, давно пора в этой сфере наводить порядок. Я об этом постоянно говорю.
— А как в безопасности могут помочь технические средства?
— У нас есть программный продукт, который некоторые уфимские школы тестируют. Мы начали с лицея №161 в Деме. Специальная программа, установленная на смартфон учителя, позволяет нам в каждом кабинете создать виртуальную кнопку SOS. Когда случается ЧП и к нам приходит сигнал тревоги, оператор видит, в каком кабинете и на каком этаже произошел вызов. Параллельно сигнал идет на пост охраны в школе, в Росгвардию и заинтересованным лицам, которые отвечают за учебную часть. Мы первые в России сделали такую программу, анонсировали ее и сейчас испытываем. Но тут опять столкнулись с проблемой, кто активный руководитель, тот сразу видит плюсы такого продукта, а остальные думают. Видимо ждут чего-то как в Керчи.
Сейчас в уфимских школах усилили безопасность и ввели паспортный режим, но вопрос то в другом. Пройдет 2,3 недели, останется ли такое же внимание к безопасности? Я думаю, нет. Если инструкции и методика, чтобы требования безопасности постоянно работали? Есть, но администрация учебного заведения за этим не следит.
— Некоторые общественные деятели предлагают обучать учителей приемам самообороны, давать им газовые баллончики, ставить в классы металлические двери. Что вы об этом думаете?
— Вы знаете, нельзя подменять обязанности правоохранительных органов и государства на граждан, на учителей. Это можно делать, но тогда, когда государство в состоянии войны находится. Вот Израиль живет все время в состоянии войны, у них там требования жестче, там все проходят обучение, женщины служат в армии, ноу нас же такой необходимости нет.
— И все же, что делать то, чтобы избежать трагедии?
— Нужен комплексный государственный подход к организации безопасности учебных заведений. Начиная от нормальной охраны и заканчивая видеонаблюдением. На все это нужно финансирование.
Возьмем те же камеры, зачастую у они такого плохого качества, то по картинке, снятой ими вообще ничего не разберешь, денег нет, покупают самое дешевое. Кроме того, изображение с них должно дублироваться на УВД, на Центр безопасности. Ну что сделает вахтер, ну увидит он подозрительного человека или необычное поведение, нажал кнопку вызова, хорошо, не нажал, плохо. Должно быть дублирование. Человеческий фактор всегда может подвести, вся система должна быть продублирована. Подход должен быть комплексным, должны быть выделены нормальные средства, чтобы, наконец, по всей стране, обеспечить школы хорошими системами безопасности, У нас на все деньги есть, миллиарды туда и сюда, а на школы денег нет.
От количества учащихся должно быть понятно, сколько охранников должно быть. Если в учебном заведении 1500 учеников, а охранник один, как он сможет эффективно работать? У него сработал датчик, он пошел проверять, кто в это время его заменит на посту? Никто. А когда территорию будет обходить?
Система безопасности школ должна быть всесторонней, эффективной и хорошо финансируемой, а не вахтер на табуретке сидит и тогда возможно у нас все наладится.
—Только деньги и этого достаточно?
— Нет конечно. Еще один важный момент, как поставлена у нас работа с трудными подростками, с неблагополучными семьями? Ведь если ребенок занят спортом, ходит в секции и кружки, ему некогда будет заниматься ерундой. Кто должен отслеживать этот момент? Родители, школа, правоохранительные органы. В школе есть, условно свои группировки, ботаники, спортсмены, активисты и хулиганы. Кто должен вычислять этих хулиганов ведь именно их нужно брать и втягивать в различные секции и кружки.
Линар Мингазов, proural.info