Профессиональный стандарт «Специалист в области охранной деятельности» разработали без учета мнения представителей охранного сообщества, в том числе Общероссийского отраслевого объединения работодателей.

Больше двух лет представители охранного сообщества добиваются создания Совета по профессиональным квалификациям, какие существуют в других отраслях. Задача — разработать единые стандарты профессиональной подготовки работников частных охранных структур. Причем, как правило, для рабочих и руководителей они делаются разные, с учетом функционала и уровня компетенций.

В конце 2017 года появился проект профстандарта «Специалист в области охранной деятельности», но он сразу же вызвал резкую критику со стороны охранного сообщества. О том, как развивалась история создания профстандарта, можно узнать ниже, из Открытого письма Первого съезда Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности (ФКЦ РОС).

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

О защите интересов работников профессионального сообщества в сфере охранных услуг

Повышение качества охраны объектов, в первую очередь с массовым пребыванием людей, в том числе безопасность которых обеспечивается за счет средств государственного и муниципального бюджетов, является критично важным как для государственных органов, регулирующих и отвечающих за вопросы охраны и безопасности, так и для самой частной охранной отрасли.

Одним из необходимых элементов повышения качества охраны и безопасности является стандартизация требований к профессиональной подготовке самих работников частных охранных структур. Такая работа должна проводиться соответствующим Советом по профессиональным квалификациям (СПК). Вместе с тем, формирование такого СПК в сфере охранных услуг безуспешно ведется уже более двух лет.

Причина — открытое лоббирование отдельными руководителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) интересов одной из приближенных коммерческих структур Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» (далее — Фонд), руководство которого готовит коммерческий проект, используя элементы такой системы профессиональных квалификаций.

Так в начале 2017 года Фонд разработал проект профессионального стандарта под названием «Специалист в области охранной деятельности». В данный проект стандарта одновременно включены все должности персонала охранных предприятий (9 позиций) — от охранника и оператора пульта охраны до руководителя охранной организации (для рабочих и руководителей, как правило, делаются отдельные стандарты).

При этом все должности отнесены к З квалификационному уровню и выше, что с июля 2019 года обяжет работников платно подтверждать свое профессиональное соответствие. То есть, по концепции данного стандарта любой охранник, после обучения и сдачи квалификационного экзамена должен будет проходить дообучение и идти в Центр оценки квалификации (ЦОК) для сдачи дополнительного экзамена на соответствие требованиям профессионального стандарта. Дополнительное обучение и экзамен соответственно платные.

Фактически предпринимаемые Фондом шаги, в случае их реализации будут накладывать на и без того низкооплачиваемую часть населения дополнительную нагрузку, сопоставимую с месячной зарплатой. Подобная ситуация спровоцирует серьезные протестные действия со стороны охранников и категорическое неприятие со стороны работодателей, что вызовет резонансное социальное напряжение в охранном сообществе.

При этом рассматриваться проект данного профессионального стандарта должен был Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка, в рамках деятельности которого летом 2017 г. было инициировано создание комиссии по экономической безопасности и охранной деятельности.

Только активными обращениями в соответствующие государственные инстанции, в том числе со стороны государственного регулятора Росгвардии, принятие данного стандарта и создание указанной Комиссии было приостановлено до формирования профильного СПК.

Одновременно Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), являясь единственным общероссийским профессиональным объединением руководителей частных охранных организаций (входят представители из 75 субъектов, зарегистрировано 54 региональных отраслевых объединения), 7 сентября 2017 г. подало пакет документов в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК) о создании на своей базе Совета по профессиональным квалификациям в сфере охраны и безопасности.

В соответствии с федеральным законодательством официальных причин для отказа ФКЦ РОС в создании такого СПК не имеется.

Однако, используя технократические уловки, НСПК своим решением от 20 сентября 2017 года (протокол М 23) создает на базе РСПП Временную комиссию по профессиональным квалификациям в сфере охранной деятельности.

Руководителем Комиссии назначается Черепов Виктор Михайлович, исполнительный вице-президент РСПП. Протокольным решением ему предложено провести консультации с заинтересованными органами и организациями работодателей по формированию состава Временной комиссии, а также выработать и направить в Национальный совет предложения по созданию отраслевого СГТК до 1 мая т. г.

Вместо консультаций с подавшим заявку на создание на своей базе СПК единственным отраслевым объединением работодателей в сфере охраны и безопасности ФКЦ РОС в состав данной Комиссии из 13 человек Череповым В.М. включаются все те же руководители Фонда — президент Фонда, директор Фонда, руководитель научного совета Фонда и еще ряд их приближенных.

Компетенция данной Комиссии, несмотря на её изначальное название (в сфере охранной деятельности), значительно расширяется, до негосударственной сферы безопасности, чтобы частная охрана размывалась отдельным незначительным элементом.

30 января 2018 г. проводится первое заседание Комиссии, на которое представители Общероссийского отраслевого объединения работодателей (ФКЦ РОС), отраслевых профсоюзов, а также государственного регулятора не приглашаются.

На данном заседании заявляется о формировании Совета по профессиональным квалификациям в негосударственной сфере безопасности на базе состава данной Временной комиссии в марте-апреле т. г. и очередной раз раздается вышеуказанный проект профессионального стандарта для его изучения и одобрения на следующем заседании.

Указанная позиция подтверждается Череповым В.М. 16 марта т. г. на втором заседании Временной комиссии, где данный профстандарт берется за основу и принимается решение о его доработке в сжатые сроки (10 дней) для представления на заседание НСПК.

Таким образом, вместо формирования предложений по созданию профильного СПК Временная комиссия фактически заново проталкивает коммерческий проект Фонда, направленный исключительно на получение прибыли, кулуарно принимая решения без учета мнения основных отраслевых институтов и убирая в сторону государственного регулятора.

Категорическое неприятие охранным сообществом указанного профессионального стандарта было единогласно подтверждено делегатами Первого съезда Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности (ФКЦ РОС), прошедшего в г. Москве 22 марта 2018 г. в Общественной палате Российской Федерации.

Также на данном съезде была одобрена разработанная отраслевым научно-исследовательским центром «Безопасность», Концепция построения системы развития профессиональных квалификаций в сфере охранной деятельности, где за основу взят риск-ориентированный подход.

Концепцией охвачены практически все основные должности персонала охранных организаций, градированные на категории работников, специалистов и организаторов (руководителей) охранной деятельности, а также предложены их оптимальные квалификационные уровни.

По нашему единодушному мнению, именно такой подход позволит реально повысить уровень профессионализма работников частных охранных организаций от рядового охранника и оператора пульта охраны до директора предприятия включительно.

В данной части еще раз хотелось бы подчеркнуть: вопросы содержания антиотраслевого профессионального стандарта «Специалист в области охранной деятельности», а также, какой для охранного сообщества нужен Совет по профессиональным квалификациям, кулуарно решают представители 11 (одиннадцати) юридических лиц (трое из состава комиссии представляют одну организацию — вышеуказанный Фонд), из которых около половины не имеет отношение к охранной деятельности!

И это происходит в отрасли в которой осуществляют деятельность около 23 000 (двадцати трех тысяч) юридических лиц с особыми уставными задачами, в штате которых работает почти 700 000 (семьсот тысяч) только аттестованных охранников.

Очевидно, что Временная комиссия, которую возглавляет Черепов В.М., создана с целью обосновать отказ в регистрации Совета по профессиональным квалификациям в сфере охранной деятельности на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей и любыми путями «протолкнуть» коммерческий проект одиозного профессионального стандарта.

При этом руководство РСПП, как Всероссийского объединения работодателей, игнорирует мнение единственного профильного отраслевого объединения работодателей общероссийского масштаба и отстаивает интересы узкой группы приближенных бизнесменов, которые никак не представляют отрасль.

Просим разобраться в сложившейся ситуации и принять меры по пресечению изложенных кулуарных махинаций отдельных руководителей РСПП и аппарата НСПК при принятии ответственных для охранного сообщества решений, а также по защите интересов работников нашей почти миллионной отрасли.

По поручению Первого съезда Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности (ФКЦ РОС) -

Председатель Правления, член Общественной палаты Российской Федерации А.М. Козлов

Председатель Общероссийской общественной организации «Профсоюз негосударственной сферы безопасности» Д.Е. Галочкин

Председатель правления Белгородского регионального отраслевого объединения Андрей ШИШЛЯННИКОВ дал свою оценку разработанному профстандарту:

— Люди, которые разрабатывали этот проект, сидят в кабинетах и «радеют», в кавычках, за охранное сообщество. Во‑первых, потому что любое обучение, сдача экзаменов влечет за собой затраты. Сначала организации, которая будет обучать: расходы на зарплату преподавателю, за аккредитацию учебного центра, на приобретение новых программ, которые по сути не нужны, их достаточно качественных и сейчас. Затем учебный центр будет компенсировать расходы, обозначив плату за обучение и сдачу экзаменов. С учетом того, что у нас охранники в основе своей работают — обучаться, отрываясь на несколько дней от работы, означает для них остаться без заработка. Чем они семьи кормить будут?! А если возложить на работодателя — он и так платит налоги; создает рабочие места; обеспечивает, ценой своих нервов, своего здоровья, безопасность. Если еще дополнительные расходы лягут — проще бросить всё. Во‑вторых, по моему мнению, это ненужное вытягивание денежных средств из людей, и без того немного зарабатывающих. В‑третьих, дополнительные курсы не сделают одномоментно людей профессионалами, с ними нужно ежедневно работать, обучать их, инструктировать. Это колоссальная организационная работа, нужно подбирать хороших руководителей, которые увлечены своей работой.

P.S. Исследование редакции

Текст профстандарта с пояснительной запиской можно найти на сайте его разработчиков. Есть ли у охранного сообщества реальные основания для столь категоричного его неприятия? Листаем… О специфических функциях охранной деятельности неспециалисту судить трудно, а вот общие можно изучить.

Например, раздел 3.9. описывает трудовые функции руководства ЧОО, причем подразделяет их на руководство профессиональной деятельностью и — то, что мы и проштудируем — «Осуществление руководства финансово- экономической деятельностью ЧОО». На практике в небольших организациях это обязанность директора, в крупных специалисты на должности коммерческих и финасовых директоров либо заместителей генерального директора по данным вопросам. И принимают на работу коммерческого директора с целью увеличить продажи, привлечь новых клиентов и т. д.

Какими же умениями, по мнению разработчиков, должен обладать руководитель финансово-экономической (подчеркиваем!) деятельностью предприятия?

  • «Содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.» Это о чем? Стать народным дружинником?
  • «Применять приемы психологического воздействия в целях выполнения служебных задач.» Загипнотизировать клиента для подписания договора?
  • «Выполнять профессиональные обязанности с использованием имеющихся в распоряжении охранника технических средств и иных, кроме технических.» Под охранником подразумевается, поскольку профстандарт един для всех работников отрасли, вероятно, именно руководитель финансово-экономической деятельностью (коммерческий директор, например). Вопрос: какой смысл несет этот пункт, какие именно умения требуются? И еще раз напомним: как правило, отраслевые профстандарты для руководителей разрабатываются отдельно — другие функции, другие умения.
  • «Применять физическую силу при возникновении конфликтных и экстремальных ситуаций.» Немая сцена. Разгул воображения: коммерческий директор утихомиривает ударом в челюсть недовольного клиента. Это точно умение, необходимое коммерческому директору? Впрочем, как и генеральному? Или что имели в виду господа разработчики профстандарта?
  • «Применять оружие и специальные средства при возникновении конфликтных и экстремальных ситуаций.» Уже даже не смешно. Господа разработчики не предполагали, что конфликтная ситуация в понимании охранника и руководителя финансово-экономической деятельностью предприятия — абсолютно разные вещи? Экстремальная ситуация в охране — это вооруженное нападение, экстремальная ситуация для финансового руководителя — замораживание счета, отзыв лицензии у банка, где осуществляется РКО и пр. В кого тут стрелять прикажете?
  • «Поддерживать деловые служебные отношения с руководящим составом частной охранной организации.» Не считая того, что слова «деловые» и «служебные» — синонимы, и, соответственно, получается тавтология, замечание только одно: вы это серьезно? Служебные отношения руководителя с руководящим составом — это действительно то, что надо закладывать как отдельное умение? При том, что речь не идет о тимбилдинге, развитии корпоративной культуры и т. д.
  • «Организовывать индивидуально-воспитательную работу с руководящими работниками частной охранной организации.» Вопрос только один: почему отвечающий за экономику и финансы по совместительству должен быть замполитом, как эти функции вообще пересекаются?

Не будем дальше перечислять другие столь же «актуальные» требования для управления экономикой и финансами организации, пусть и охранной. То, что более-менее имеет отношение к основной леятельности специалиста, уложилось в одну универсальную формулировку: «Принимать правовые решения в различных профессиональных ситуациях».

Резюме:

Сотрудники редакции БизнесМедиа - не охранники. Мы — журналисты, пишущие об экономике, финансах, бизнесе. На основании своих профессиональных знаний и умений мы вправе сделать вывод: текст вышеуказанного профстандарта, по крайней мере в той части, которую мы цитировали, неоднозначен, его формулировки имеют несколько толкований, и нелогичен с точки зрения здравого смысла и представления о работе руководителя финансово-экономической деятельностью предприятия. Поэтому мы полностью согласны с требованиями Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности (ФКЦ РОС) предоставить им право самим разрабатыва профессиональные стандарты для своей отрасли.

 bismd.ru