starkСотрудник ЧОО «Спец-групп», входящей в Группу «СТАРК Безопасность», Лидия Жарикова — не только охранник, но и педагог, убеждена, что работающие на объектах образования должны знать азы этой сферы.

Жизнь Лидии долгое время была связана с педагогической деятельностью: закончила Павловское педучилище, затем — Борисоглебский пединститут. Трудилась учителем начальных классов, любила свое дело и с удовольствием работала с детьми.

В период кризиса 2008 года Лидия была вынуждена сменить сферу деятельности в пользу более стабильной во всех отношениях – охранной. Однако бывшая педагог желала пойти в школьную охрану и серьезно подошла к вопросу выбора ЧОПа. Спустя некоторое время поиска и подбора организаций, Лидия остановилась на ЧОО «Спец-групп», входящей в Группу «СТАРК Безопасность». Несмотря на то, что работа на объектах образования считается одной из самых трудных в охранном деле, Лидии легко далась новая профессия.

— Я, как бывший преподаватель, хорошо знаю, чем живет школа, поэтому охрана «храма знаний» мне очень близка, — говорит она. — Во многих проблемах могу помочь родителям, любые вопросы могу обсудить с учителями.
Новой работе соответствовал и ее характер — Лидия человек очень дисциплинированный, а без ответственного отношения к делу здесь обойтись никак нельзя.

Вот уже более пяти лет охранник Жарикова несет пост на объектах Группы и, руководствуясь своим большим опытом, утверждает, что школьный охранник призван быть защитником жизни и здоровья учащихся, имущества образовательной организации. Но, если бы только этим ограничивались его обязанности, на эту работу стоило бы набирать исключительно молодых мужчин атлетической внешности. В действительности, наличие навыков, которым позавидуют герои боевиков, вовсе не являются определяющими в том, насколько хорош сотрудник, находящийся на посту.

stark2

Важнейшая черта на службе — внимательность. Далеко не всегда нужно демонстрировать чудеса боевых навыков – если нарушитель замечен своевременно, срабатывает сигнализация, а по нажатии тревожной кнопки, на объект уже спешит наряд полиции.

Справляться с кризисными ситуациями охране помогает современный технический комплекс, которым оборудованы практически все образовательные организации г. Москвы. Группа «СТАРК Безопасность» и СРО Ассоциация «Школа без опасности» совместно с Департаментом образования несколько лет назад детально продумали, как должны быть защищены объекты с точки зрения соответствия современным угрозам и вызовам.

Теперь в большинстве школ столицы имеются по четыре помещения, где хранится наиболее ценное имущество, находятся под охранной сигнализацией, периметр защищен многочисленными датчиками, которые сообщат на пост, если неожиданно в самом отдаленном помещении распахнется окно. Противопожарная система среагирует при первых признаках пожара. Большим подспорьем стала система видеонаблюдения, позволяющая сотруднику ЧОПа в режиме онлайн следить за ситуацией в любой точке объекта.

Однажды в школу, где некогда работала Лидия, проник нарушитель, находящийся в наркотическом опьянении. Трудности это ему не составило: по распоряжению Правительства города территории школ в дневное время открыты для прохода. Однако благодаря видеокамерам постороннего тут же увидели на посту. Наблюдение за ним показало: человек находится в неадекватном состоянии. После консультации с заместителем по безопасности немедленно была вызвана полиция, и через несколько минут нарушителя, не успевшего даже приблизиться к детям, уже везли в местный ОМВД.

В образовательной организации, где находится нынешний пост Лидии, Группой «СТАРК Безопасность» кроме множества технических средств также оборудованы автоматические въездные ворота. При помощи пульта можно управлять наведенной на них камерой: разглядеть водителя, увеличить номер машины и т.п. Если транспортное средство в списке на проезд не числится, человека попросят выйти и подойти на пост для проверки документов.

Хорошее техническое оснащение — прекрасный помощник в рабочем процессе, но главным остается профессионализм самого сотрудника охраны. Еще один важный навык — умение находить общий язык с персоналом образовательной организации, учащимися и посетителями.

— Все люди разные: бывает, некоторые приходят и с порога начинают возмущаться, хотя ты их можешь впервые видеть, — говорит Лидия. — Нужно оставаться сдержанным и вежливым и успокоить человека, донести до него: все проблемы можно решить. Можно, конечно, закрыться: «я не компетентен, сказать мне нечего». Но я всегда постараюсь помочь. Если сама не смогу объяснить какой-то вопрос, обязательно найду сотрудника администрации, который сможет. Нужно делать так, чтобы от поста человек уходил довольным и благодарным.

«Достучаться можно до всех», — эту фразу Лидия повторяет часто. На предыдущем месте работы, в школу с периодичностью наведывалась мать одного из учеников. Женщина страдала от нервного расстройства и вела себя не всегда адекватно, чем часто провоцировала конфликтные ситуации. Родительница приходила только за тем, чтобы высказать свои нравоучения сотрудникам охраны и персоналу школы.

— Но если ей ответить зло, то она отреагирует только злее, — говорит Лидия. — Я всегда была с ней спокойна, уравновешена, и каждый раз ситуация сглаживалась, не доходя до конфликта. В этом мне помогает педагогическое образование. В ходе обучения будущие учителя изучают в том числе и психологию, и потому знают, как общаться с конфликтными людьми. Считаю, что эти навыки для охранников образовательных объектов просто необходимы: как разговаривать, какие бывают психические заболевания, какие случаи, как реагировать. Хотя бы вкратце. В наше время без этого нельзя, сотрудник обязан знать, как не спровоцировать недоброжелателя и защитить тем самым всех, кто находится на объекте.

В ЧОО «Спец-групп» понимают, что охрана объектов образования требует специфической подготовки. Руководство организации внимательно отнеслось к обучению своих сотрудников по программе, разработанной специалистами Группы «СТАРК Безопасность» и СРО Ассоциация «Школа без опасности» специально для охранников на постах. Курс содержит 99 вопросов, отражающих широкий спектр ситуаций, с которыми сотрудники ЧОПов сталкиваются в своей повседневной работе.

Лидия нашла пособие чрезвычайно полезным и надеется, что один из следующих курсов будет целиком посвящен психологической подготовке сотрудников.

Особый навык — способность наладить хорошие взаимоотношения с учащимися. Лидии с ее опытом это дается легко — она понимает детей и умеет с ними общаться. С сожалением Лидия замечает, что молодые родители нередко пренебрежительно относятся к воспитанию детей. Вместо того чтобы доходчиво объяснить ребенку фундаментальное: что такое хорошо и что такое плохо, предпочитают отмахнуться или же применить метод «кнута».

— Бить ребенка нельзя ни в коем случае! — Подчеркивает Лидия. — Если родители позволяют себе дома такие действия, то это проявляется и в школьной дисциплине, что в дальнейшем ведет к неуспеваемости. Необходимо всегда находить общий язык с ребенком. Работая преподавателем, я никогда не устраивала ученикам «разнос», не наказывала их строго. Если случалась драка, я не винила одну сторону. Разводила обоих: ты постой здесь, ты — здесь. Затихли? Пожали руки. Теперь можете разойтись. Обе стороны должны понять, что драка — это плохо, подойти и попросить прощения друг у друга.

Опыт педагога здорово помогает Лидии справляться с нынешней работой. Руководство ЧОО «Спец-групп» видит в ней одного из лучших своих сотрудников. По стопам Лидии Жариковой пошла и ее дочь, которая тоже работает в охране образовательных учреждений.

Знание психологии и коммуникабельность — бесценные навыки для сотрудника охраны, и все же, говоря о том, что в этой работе главное, Лидия утверждает: бдительность.

— Как водитель должен смотреть в потоке машин не только вперед, но и знать, что происходит вокруг, так и охранник должен быть внимательным и управлять ситуацией целиком: смотреть вперед, но и видеть, что делается по сторонам. А если появились сомнения, лучше, не тратя времени на колебания, подойти и проверить! Иначе ты не охранник.